Требования Об уровне поднадзорности объектов и риск-ориентированном подходе


В соответствии со ст.65 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - федеральный государственный экологический контроль (надзор), осуществляется федеральным органом исполнительной власти (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы)), уполномоченным Правительством РФ (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных критериев, согласно постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре))».

Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в постановлении Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096.

Уровень надзора и категорию риска предприятия можно посмотреть в программно-техническом обеспечении учета объектов негативного воздействия на окружающую среду Росприроднадзора - ПТО УОНВОС (электронный адрес - https://uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/ ), в личном кабинете природопользователя Росприроднадзора (электронный адрес - https://lk.rpn.gov.ru/rpn/ ).

В соответствии с п.9. постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 При осуществлении юридическим лицом или ИП хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит государственному экологическому контролю, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или ИП осуществляется государственный экологический контроль (т.е. федеральный).

К федеральному государственному экологическому надзору относятся все объекты I категории.
С 1 января 2019 года стали относится также объекты II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение.

Риск-ориентированный подход


При осуществлении государственного экологического надзора применяется риск-ориентированный подход, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.08.2016г N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ".
При проведении плановой проверки юридических лиц и ИП, осуществляется использование проверочных листов (списков контрольных вопросов). С 1 июля 2018 года проверочные листы вводятся для всех объектов НВОС. Проверочные листы, используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и ИП обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Категории риска и классы (категории) опасности в соответствии с постановлением №806:


  • Чрезвычайно высокий риск (1 класс/категория опасности) - плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора).
  • Высокий риск (2 класс/категория опасности) - плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора).
  • Значительный риск (3 класс/категория опасности) - плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора).
  • Средний риск (4 класс/категория опасности) - плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
  • Умеренный риск (5 класс/категория опасности) - плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
  • Низкий риск (6 класс/категория опасности) - плановые проверки не проводятся

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 определены критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС к категориям риска и периодичность проведения плановых проверок:

  • для категории чрезвычайно высокого риска – один раз в год;
  • для категории высокого риска – один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска (объекты I категории ОНВ) – один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска (объекты II категории ОНВ) – один раз в 4 года;
  • для категории умеренного риска (объекты III категории ОНВ, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по транспортированию отходов производства и потребления) – один раз в 5 лет;
  • для категории низкого риска (объекты IV категории ОНВ) – плановые проверки не проводятся (пункт 29 постановления №1096).

*В случае если объекты размещаются в границах особых территорий (ООПТ, Байкальская природная территория, водно-болотные угодья международного значения, в Арктической зоне, в водоохранных зонах водных объектов и др.), а также, если объект является объектом, оказывающим ОНВ, для которого устанавливаются квоты выбросов в соответствии с Федеральным законом "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха", то категория риска увеличивается.
Категория риска может быть повышена в случаях совершения административных правонарушений в части причинения вреда окружающей среде, наличия обвинительных приговоров, наличия нарушений пользователями недр, и др.
**Категория риска может быть уменьшена при отсутствии в течении 3 предыдущих лет административных правонарушений и соблюдении обязательных экологических требований.


В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 №1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и ИП, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора» производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к определенной категории риска для регионального экологического надзора и плановые проверки проводятся:

  • для категории высокого риска - один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска (объекты II категории, если они размещаются в границах ООПТ регионального значения, либо в водоохранных зонах водных объектов или их частей) - один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска (объекты II категории; объекты III категории, если они размещаются в границах ООПТ регионального значения, либо в водоохранных зонах водных объектов или их частей) - не чаще чем один раз в 4 года;
  • для категории умеренного риска (объекты III категории, а также объекты исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, присвоена IV категория) - не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории низкого риска (объекты IV категории) - не проводятся.

* Категория риска может быть повышена в случаях совершения административных правонарушений в части причинения вреда окружающей среде, наличия обвинительных приговоров, наличия нарушений пользователями недр, и др.
** Категория риска может быть уменьшена после устранения в установленный срок выявленных нарушений обязательных требований.

Актуально на Декабрь 2021г.